История Триумфальной площади

6 августа 2013 г.



Напоминаем, что на сайте Госзакупок до сих пор висит конкурс на обустройство Триумфальной площади. Мы уже отправили письма Собянину и главному архитектору Москвы, Кузнецову, с предложением организовать нормальный архитектурный конкурс и не спешить с выбором подрядчика через процедуру безликих тендеров.

Самое время еще раз вспомнить, что было раньше на Триумфальной и почему это место знаковое для Москвы. Если взглянуть на историю места, то оно всегда было одним из самых популярных в Москве. В данном конкретном случае можно с уверенностью сказать, что до революции все было гораздо лучше.

Посмотрите хотя бы на эту фотографию:





Строго говоря, это уже 1920-е, раннее советское время, но вид совершенно дореволюционный. Конечно, фотограф здесь еще и мастерски нашел идеальный ракурс, чтобы казалось, что вся советская столица утопает в зелени, но так или иначе люди в кадре явно не массовка. Видите? На Триумфальной площади еще сто лет назад хотелось гулять с детьми, было приятно и уютно.



На заднем плане слева виднеется купол второго Госцирка (первый на Цветном бульваре) позже радикально перестроенного и превращенного в театр Сатиры. Впрочем каждый, кто хоть раз посещал театр Сатиры, наверняка, обращал внимание на то, что коридоры у театра закругляются, а все потому что они до сих пор огибают арену, хоть вместо нее теперь и зрительный зал со сценой. До революции этот цирк принадлежал братьям Никитиным, правда, москвичи по привычке называли его по-старому. В повести «Собачье сердце» Булгаков пишет:



«Шариков вытащил из кармана смятую папиросу и задымил. Откушав кофею, Филипп Филиппович поглядел на часы, нажал на репетитор и они проиграли нежно восемь с четвертью. Филипп Филиппович откинулся по своему обыкновению на готическую спинку и потянулся к газете на столике.
- Доктор, прошу вас, съездите с ним в цирк. Только, ради бога, посмотрите в программе - котов нету?
- И как такую сволочь в цирк пускают, - хмуро заметил Шариков, покачивая головой.
- Ну, мало ли кого туда допускают, - двусмысленно отозвался Филипп Филиппович, - что там у них?
- У соломонского
[до революции цирком на Цветном владел Соломонский], - стал вычитывать Борменталь, - четыре какие-то... Юссемс и человек мертвой точки.
- Что за юссемс? - Подозрительно осведомился Филипп Филиппович.
- Бог их знает. Впервые это слово встречаю.
- Ну, тогда лучше смотрите у Никитиных. Необходимо, чтобы было все ясно.
- У Никитиных... У Никитиных... Гм... Слоны и предел человеческой ловкости.
- Так-с. Что вы скажете относительно слонов, дорогой Шариков? - недоверчиво спросил Филипп Филиппович.
Тот обиделся.
- Что же, я не понимаю, что ли. Кот - другое дело. Слоны – животные полезные, - ответил Шариков.
- Ну-с и отлично. Раз полезные, поезжайте и поглядите на них. Ивана Арнольдовича слушаться надо. И ни в какие разговоры там не пускаться в буфете! Иван Арнольдович, покорнейше прошу пива Шарикову не предлагать».



Все же цирком зданию на Большой Садовой суждено было оставаться недолго, в конце 1920-х здание перепрофилируется в Москвоский мьюзик-холл, таким образом снова попадая в произведения Булгакова, но уже под видом театра Варьете, где Воланд проводил свой сеанс черной магии.





Вид Московского мьюзик-холла в начале 1930-х. Обратите внимание на афишу, показывают пьесу Демьна Бедного: "Как 14-я дивизия в рай шла"



Из заключения госкомиссии от 19.04.1932 г. в составе т-щей Ворошилова, Шмидта, Бубнова и Смирнова:



По поручению ЦК мы просмотрели сегодня в театре «Мюзик-Холл» пьесу Демьяна Бедного «Как 14-я дивизия в рай шла». Пьеса наполнена острым антирелигиозным содержанием, смотрится легко и с большим интересом, вызывает массу здорового смеха. Ничего предосудительного пьеса не содержит.



Общий вид Триумфальной площади в те же годы:





Триумфальная площадь начала ХХ века была аналогом нынешней Манежной и Пушкинской площадей. Здесь гуляла и развлекалась самая разнообразная публика. А развлекаться было где! Достаточно перечислить хотя бы часть того, что находилось на площади в начале века: роскошный театр предприимчивого французского антрепренера Шарля Омона, впутавшегося впоследствии в сомнительные махинации и бежавшего из России с крупной суммой денег, популярный цирк братьев Никитиных, известный на всю Москву театр-варьете, шикарный ресторан «Альказар», сад «Аквариум», старейший кинотеатр Дом Ханжонкова (здание с куполами на фото выше, в 1956 году его фактически вобрало в себя административное здание)– и это лишь малая толика, в свое время на площади было целых 16 театров.



Главной достопримечательностью площади был без сомнения Театр Шарля Омона, составлявший сильную конкуренцию самому Большому театру.





В 1930-х это здание радикально перестроили в сталинском стиле и отдали под концертный зал им.Чайковского. Видите на фото вход в "Красильню"? Здесь сейчас вход в м.Маяковская, у которого каждое 31-е число стоят ряды ОМОНа.



Театр Шарля Омона был одним из самых дорогих развлекательных заведений Москвы начала XX века. В любом случае, скандалов и шумихи вокруг заведения французского авантюриста было хоть отбавляй. Чего стоили только нашумевшие постановки, пользовавшиеся огромной популярностью у публики, но время от времени настораживавшие власти по причине сомнительной нравственности! Хотя в начале века планка, за которой лежала безнравственность, стояла довольно высоко. Например, в том же театре Омона после первого же показа запретили к публичному показу "вызывающе безнравственные" танцы живота. Само собой, был в заведении Омона и свой шикарный ресторан с запредельными ценами и отдельными кабинетами, где зажиточные скучающие граждане могли с превеликим удовольствием отдохнуть в компании выступающих здесь же в театре артисточек.



В 1930-е гг. растительность на площади заметно поредела




Фото середины 1930-х



И в этих же 1930-х что-то в планировке здесь пошло не так, потом случилась война и было не до градостроительства, что в 1950-х привело к тому, что одна из самых красивых площадей Москвы оголилась





В конце 1950-х и начале 1960-х градоначальники центром не занимались, нужно было только успевать за быстрым расширением Москвы и строительством "хрущевок". В приоритете было обустройство новых районов, строительство метро, а про центральные площади почти забыли.



Построили только тоннель для потока транспорта





И восстановить бы сад и благоустроить площадь, но ограничились только установкой памятника нашему любимому Владимиру Владимировичу.




Памятник Маяковскому.



Забавно, что в авторитарное советское время такой по сегодняшним меркам мелочи как памятник уделяли большое внимание и подробно прорабатывали проект, в отличие от времени сегодняшнего, когда новые памятники появляются чаще всего неожиданно и об их появлении мы узнаем из новостей.



Скульптор Александр Кибальников шесть лет работал над скульптурой Маяковского, и когда она уже была готова и согласована, то ее не сразу поставили на постамент, а еще долго с точностью до метра искали самое подходящее место для памятника на площади, для чего были изготовлены деревянные макеты в натуральную величину.




Совок совком, а подход капитальный.



С тех пор на площади лишь снесли небольшое здание за спиной у Маяковского перед гостиницей "Пекин", а сама площадь так с конца 1950-х по сути и была заброшена. И порой хочется снова отмотать назад:






Спасибо usolt за помощь в подготовке поста.

Сбор регулярных пожертвований в Брянск
Собрано 0 из 25 000 рублей
Спасаем Триумфальную площадь
Текущий проект

Триумфальная площадь. Одно из знаковых мест Москвы. Богатая история, традиции, городские легенды. Мэрия Москвы решила провести там благоустройство. Затея хорошая, но что-то с самого начала пошло не так. Увлекательный блокбастер о том, как мы спасали Триумфальную от мэрии

Сбор регулярных пожертвований в Брянск
Собрано 0 из 25 000 рублей

Еще статьи на эту тему